Дистопия или «плохое место»: фильмы-антиутопии 1. «Метрополис» (1927) Фриц Ланг 2. «1984» (1984) Майкл Рэдфорд (Джордж Оруэлл) 3. «12 обезьян» (1995) Терри Гиллиам 4. «Дитя человеческое» (2006) Альфонсо Куарон 5. «Королевская битва» (2000) Киндзи Фукасаку 6. «Бразилия» (1985) Терри Гиллиам 7. «Альфавиль» (1964) Жан-Люк Годар 8. «Заводной апельсин» (1971) Стэнли Кубрик 9. «451 градус по Фаренгейту» (1966) Франсуа Трюффо 10. «Матрица» (1999) Вачовски Антиутопичный мир – нежелаемое будущее, место, в котором все и всем плохо. Является противоположность «утопии», идеального места. В основном антиутопию рассматривают как версию мира в будущем, в котором что-то пошло не так: население понесло огромные потери, наступила крайняя нищета, снизился уровень рождаемости и/или последовали обширные генетические мутации. Большинство антиутопий связано с господством тоталитарного режима, с разрушительными факторами, крайностями в религиозных устремлениях, манипулятивными тактиками и социальной инженерией, что приводит к угнетению большей массы населения — люди оказываются во власти мрачных обстоятельств и привилегированного правящего класса. Антиутопия, как правило, сочетается с жанром научной фантастики. Сейчас это направление обретает все большую популярность в литературе и кинематографе. Некоторые произведения из этой области особенно актуальны, даже спустя много десятилетий после выпуска: 1. «Метрополис» (1927) Фриц Ланг Культовый художественный фильм Фрица Ланга по роману Теи фон Харбоу. Эпическая метафорическая, научно-фантастическая антиутопия, ставшая высшей точкой и завершением развития немецкого киноэкспрессионизма. Считается одним из величайших немых кинопроизведений в истории. Действие разворачивается в Будущем. Огромный футуристический город разделен на две части — верхний Рай, где обитают «хозяева жизни», и подземный промышленный Ад, жилище рабочих, низведенных до положения придатков гигантских машин. Декорации, воплотившие утопический мир будущего не просто удивляют, а поражают даже избалованного зрителя. Будучи мастером немецкого киноэкспрессионизма Фриц Ланг успешно справился с, казалось бы, непосильной задачей. В 1927 году германский режиссер создал картинку достойную кинотеатров и XXI века. Фильм действительно культовый и, в отличие от многих картин той эпохи, значимых скорее для истории и эволюции кино, «Метрополис» и сегодня активно цитируется, реинтерпретируется, а многие запущенные им в кино тропы воспроизводятся в блокбастерах наших дней. 2. «1984» (1984) Майкл Рэдфорд (Джордж Оруэлл) Британский фильм-антиутопия, снятый по роману Джорджа Оруэлла «1984» в год, к которому приурочены происходящие в нем события. Режиссер фильма оказался достаточно верен букве и духу первоисточника и довольно впечатляюще воссоздал на экране среду тоталитарного государства под руководством Большого Брата. По сюжету, для подавления массовых волнений Океании правящая партия заново воссоздает прошлое и настоящее. За каждым гражданином неусыпно наблюдают, каждому с помощью телевидения промывают мозги. И даже двое любовников вынуждены скрывать свои чувства, поскольку секс и межличностные отношения объявлены вне закона... 3. «12 обезьян» (1995) Терри Гиллиам Антиутопия Терри Гиллиама c Брюсом Уиллисом, Мэделин Стоу и Брэдом Питтом в главных ролях. 2035 год… Чудовищный, неизлечимый вирус уничтожил пять миллиардов человек, то есть 99% населения Земли. Оставшиеся в живых люди вынуждены обитать под землей. Уголовник Джеймс Коул добровольно отправляется в опасное путешествие на машине времени. Он должен попасть в прошлое, чтобы помочь ученым найти источник возникновения этого ужасного вируса и раскрыть загадку таинственных «Двенадцати обезьян»… 4. «Дитя человеческое» (2006) Альфонсо Куарон Философско-фантастический художественный фильм, основанный на одноименной книге английской писательницы Филлис Дороти Джеймс. 2027 год. Мир погряз в анархии, причиной которой стало массовое бесплодие. Над человечеством нависла угроза полного вымирания. Лишенный иллюзий бюрократ превращается в чемпиона гонки на выживание в Лондоне, раздираемом клановыми войнами противоборствующих группировок. Именно он встает на защиту «последней надежды человечества» — беременной женщины, которую надо доставить в безопасное место под присмотр врачей… 5. «Королевская битва» (2000) Киндзи Фукасаку «И не вздумайте принять за вес всего лишь отметку на весах!» Наставление Гэттана, легендарного духовного учителя дзэн. Фильм Киндзи Фукасаку, снятый по одноименному роману-антиутопии Косюна Таками, развивающему идеи неоднократно экранизированного «Повелителя мух» Уильяма Голдинга. Кинокартина рассказывает о судьбе школьников, оказывающихся по велению взрослых на далеком острове, где из 42 подростков в результате их трехдневной борьбы друг с другом за существование позволено выжить только одному. Главную взрослую роль бывшего учителя, выполняющего функции своеобразного церемониймейстера кровавой игры, исполняет Такеши Китано. 62-я и, как оказалось, прощальная работа Фукасаку, напоследок прославившая японского классика еще и за рубежом, — самый мощный финальный аккорд, каким когда-либо завершались режиссерские карьеры. 6. «Бразилия» (1985) Терри Гиллиам Культовая антиутопия «Бразилия» — наиболее амбициозный проект талантливого художника, аниматора, режиссера Терри Гиллиама, который, расставшись с абсурдно-юмористической британской группой «Монти Пайтон», дал полную волю своей неиссякаемой фантазии. В этом фильме, грандиозном по декорациям и размаху съемок, Гиллиам явно намекнул не только на знаменитый пророческий роман «1984» Джорджа Оруэлла, но и на традиции кафкианского, уже мрачно-абсурдного стиля. Добро пожаловать в скучное и механизированное будущее, в котором люди в основном заняты дизайном труб и пластической хирургией. Пока одни сидят в дорогих ресторанах, регулярно подвергающихся атаке неизвестного террориста-сантехника, офисный клерк Сэм Лаури работает в Министерстве Регистраций. Сэм — ничтожный, незначительный и несущественный винтик в машине министерства, чья работа по степени важности недалеко ушла от проставления штампов 24 часа в сутки. Он просыпается утром, идет работать в безликое, холодное и стандартное здание, выполняет свои каждодневные обязанности, возвращается домой и ложится спать... 7. «Альфавиль» (1964) Жан-Люк Годар Черно-белый фантастический фильм Жан-Люка Годара, рассказывающий о тоталитарном обществе, которое находится в миллионах световых лет от нашей планеты и управляется электронным Альфа-мозгом. Создал его сбежавший с Земли профессор Носферату, скрывающийся здесь под именем фон Браун. На Земле опасаются инопланетного вторжения, поэтому частный детектив Лемми Кошен получает задание — вернуть назад или убить профессора... Интерес к «пограничным» или экзистенциальным ситуациям, когда человек находится словно между жизнью и смертью, закономерно привел выдающегося новатора киноязыка Жан-Люка Годара к жанру как бы фантастического фильма. «Как бы» — потому что режиссеру необходимо лишь условие, некий допуск, предположение. «Альфавиль» — антиутопия, но в виде полицейской ленты, в которой проявляются основные кинематографические аллюзии-привязанности самого постановщика, одного из прародителей постмодернистского стиля с непременным и даже обильным цитированием, постоянной отсылкой к другим произведениям. 8. «Заводной апельсин» (1971) Стэнли Кубрик «Чтобы превратить человека в заводной апельсин, надо лишить его выбора» Культовый фильм-антиутопия Стэнли Кубрика по мотивам одноименного романа Энтони Бёрджесса. Картина состоит из размышлений о сущности человеческой агрессии на примере подростков, о свободе воли и адекватности наказания. Главный герой — харизматичный подросток Алекс, влюбленный в музыку Бетховена, является главарем шайки, которая занимается актами «ультранасилия»: разбоями и изнасилованиями, нарушая покой мирных граждан футуристичной Британии. Попав в тюрьму, Алекс добровольно становится объектом эксперимента по подавлению тяги к насилию, но, выйдя на свободу, теряет навык самозащиты и не способен противодействовать внешней агрессии. 9. «451 градус по Фаренгейту» (1966) Франсуа Трюффо «451 градус по Фаренгейту — температура, при которой воспламеняется и горит бумага». Художественный фильм выдающегося французского режиссера Франсуа Трюффо об антиутопическом будущем. Экранизация одного из самых знаменитых произведений американского писателя-фантаста Рэя Брэдбери. В романе описывается общество, основанное на массовой культуре и потребительском мышлении, в котором все книги, заставляющие задумываться о жизни, подлежат сожжению, а хранение книг является преступлением. Фильм Трюффо и роман Брэдбери знакомят нас с пугающим миром будущего, где нет места людям мыслящим и чувствующим. Культура, свобода, отношения между людьми — все сошло на нет вместе с запретом книг. Техника вытеснила искусство, развлечения — общение. 10. «Матрица» (1999) Вачовски Культовый научно-фантастический фильм, изображающий будущее, в котором реальность, существующая для большинства людей, есть в действительности симуляция типа «мозг в колбе», созданная разумными машинами, чтобы подчинить и усмирить человеческое население, в то время как тепло и электрическая активность их тел используются машинами в качестве источника энергии. Узнав об этом, хакер по кличке Нео оказывается втянут в повстанческую борьбу против машин, в которую также вовлечены другие люди, освободившиеся из «мира снов» и выбравшиеся в реальность. Картина вызвала значительный резонанс в сфере философской мысли, обсуждению ее аллегорического смысла посвящены многочисленные статьи. Наиболее полное соответствие идее «Матрицы» находят в платоновском мифе о Пещере; кроме того, в фильме содержится целый ряд философских, религиозных и художественных реминисценций. Среди возможных источников вдохновения для создания фильма также называются гностицизм, киберпанк и хакерская субкультура. Материал подготовлен сообществом @arttraffic2